Обеспечение требований комплексной безопасности

Повысить потенциал частных охранных структур в обеспечении национальной безопасности в России без участия объединений охранно-сыскных структур и их представительных органов – региональных объединений работодателей - невозможно. 

Негосударственные охранные структуры являются непосредственными участниками масштабной градостроительной деятельностью в нашей столице и других регионах России, осуществляемых Комплексом градостроительной политики и строительства города Москвы в соответствии с утверждённым законом города Москвы Генеральным планом развития города с 2010 по 2015 годы. В настоящее время проводится корректировка генплана с учётом новых глобальных задач в сфере градостроительной деятельности, обеспечении комплексной безопасности людей, объектов и инфраструктуры города, развитием новых присоединённых территорий. 

Градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий столичного мегаполиса, осуществляемая в виде территориального планирования, зонирования, планировки, проектирования, строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства. 

Вся эта объёмная, трудоёмкая и требующая значительных финансовых затрат градостроительная деятельность может иметь нулевое значение на любой стадии строительства объектов всех видов уровней ответственности, если она осуществляется с нарушением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и без принятия мер по противодействию террористическим угрозам. 

Противодействие террористическим актам и иным противоправным действиям, гарантирующим сохранение жизни людей и строящихся материальных ценностей, обеспечивается совокупностью осуществления не только общих требований безопасности зданий и сооружений и связанных с ними процессов строительства, но и обеспечением организационно-технических мероприятий, направленных на охрану объектов и имущества от противоправных посягательств, обеспечение на объектах охраны устанавливаемых застройщиками (заказчиками) внутри объектового и пропускного режимов и иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 

Правовой механизм организации охраны объектов стройкомплекса Москвы, в том числе силами частных охранных организаций, был разработан по инициативе стройкомплекса и обеспечивающих охрану строек организаций. 1 сентября 2003 года было принято распоряжение Правительства Москвы № 1556-РП «О мерах по совершенствованию системы безопасности и охраны объектов строительства городского заказа», которым определён порядок бюджетного финансирования охраны объектов строительства государственного заказа, утверждения отраслевого реестра частных охранных организаций, допущенных к охране объектов строительства в установленном порядке. 

В целях совершенствования системы привлечения задействованных в охране строительных объектов частных охранных организаций, в 2004 году, при поддержке стройкомплекса, была создана Ассоциация негосударственных структур безопасности «Стройбезопасность», в которую вошли и были допущены в составе утверждённого отраслевого реестра к охране объектов государственного заказа - более 30 ведущих охранных предприятий, специализирующихся на охране объектов строительства. 

1.JPG

Ассоциация (в соответствии с протоколом Координационного совета Департамента) была утверждена в качестве рабочего органа Управления безопасности и до настоящего времени выполняет ряд функций по содействию в формировании и ежегодном утверждении Департаментом градостроительной политики города Москвы отраслевого реестра охранных структур, корпоративному управлению и взаимодействию с охранными структурами, правовому обеспечению их деятельности, реализации нормативных правовых актов по обеспечению безопасности строительных объектов, в том числе исполнению решений отраслевых Антитеррористических комиссий при необходимости усиления охраны объектов в дни проведения городских праздничных мероприятий, выполнении общественно значимых и политических мероприятий и иные функции. 

В настоящее время для охраны объектов стройкомплекса ассоциация объединяет 135 частных охранных организаций (составом около 12 тысяч охранников), охраняет более 3-х тысяч объектов различных форм собственности, в том числе государственного заказа в городе Москве, Московской области и регионах России. Для охраны объектов всего задействуется более 100 дежурных частей, мобильные группы быстрого реагирования, специальные средства и огнестрельное оружие. Члены ассоциации принимали непосредственное участие в охране построенного микрорайона Московский в городе Цхинвал Республики Южная Осетия. 

Ассоциация может наращивать свои силы в неограниченном количестве в соответствии с потребностями и заказами подразделений стройкомплекса, в том числе может пополняться членами крупнейшего в России Некоммерческого партнёрства «Координационный Совет Негосударственных Предприятий Безопасности Столицы», объединяющего 60 % частных охранных организаций города. 


DSCN1219.JPG

Дмитрий Галочкин, Игорь Клыков 

Анализ согласованных за 8 месяцев в Управлении безопасности Департамента отраслевыми охранными организациями ассоциации договоров на оказание услуг по охране объектов государственного заказа города Москвы показал следующее. Всего было согласовано: 

- за 8 месяцев 2014 года – 294 договора, на объектах выставлено 609 постов охраны; 

- за 8 месяцев 2015 года – 205 договоров, на объектах выставлено 404 постов охраны (т.е. в этом году меньше на 89 объектов и 205 постов охраны); 

- за 8 месяцев принято под охрану 39 объектов строительства Московского метрополитена. 

В структуре объектов строительства города Москвы количество охраняемых силами ассоциации объектов государственного заказа объективно сокращается (активно наращивается количество объектов инвестиционного строительства). Для сравнения, в 2007 году было заключено 653 договора на охрану объектов госзаказа (больше чем в 2015 году на 68,6 %, выставлено постов охраны 1531, больше на 73,6 %). 

Строительный комплекс Москвы, Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы и Главное управление МВД Российской Федерации по городу Москве (с непосредственным участием Центра лицензионно-разрешительной работы) придают большое значение организации контрольных функций в сфере деятельности охранных структур по обеспечению безопасности строительных объектов. Приведу лишь два примера: 

1. В соответствии с поручением заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Марата Шакирзяновича Хуснуллина Управлением безопасности Департамента, совместно с ОАО «Мосинжпроект», Службой безопасности ГУП «Московский метрополитен», проанализировано состояние охраны строящихся объектов метрополитена в 2014 году. В целом деятельность по охране объектов соответствовала предъявляемым требованиям, отдельные недостатки были устранены в кротчайшие сроки. 

2. В апреле 2015 года по поручению Департамента ГУ МВД России по г. Москве была организована проверка 119 объектов строительства метрополитена, в том числе в Новомосковском административном округе (5). По результатам проверки полицией было выявлено 6 нарушений лицензионных требований на 4-х охраняемых объектах. В отношении 6 охранников были составлены протоколы административных правонарушений за осуществление охранных функций без личных карточек (беджей). Нарушений договорных условий охраны объектов выявлено не было. 

По итогам проведённых контрольных мероприятий и изучения решений судов по искам заказчиков, можно сделать вывод о том, что нарушения договорных условий охраны объектов допускаются не только охранными организациями, но и заказчиками, в том числе по соблюдению утверждённых Правительством Москвы Базовых требований к охране объектов города Москвы, оплачиваемой за счёт бюджета города Москвы. В основном, это нарушения требований содержания стройплощадок, технической укреплённости объектов, размещение дорогостоящих материалов и строительной техники вне зон, контролируемых охраной. Вместе с тем, решения судов по взысканию убытков, допущенных по вине охраны - исполняются. Нередко принимаются и мировые соглашения. 

В формате форума перечислить весь перечень выполняемых членами ассоциации мероприятий невозможно, остановлюсь на основных объективных и субъективных недостатках в организации охраны объектов строительства государственного заказа города Москвы и наших предложениях по их устранению: 

1. В настоящее время Департаментом региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы разработан проект новых Базовых требований к охране объектов города Москвы, который проходит экспертное обсуждение, имеет ряд положительных требований (по сравнению с предыдущей редакцией), однако требует к себе самого пристального внимания со стороны стройкомплекса и согласования ряда положений проекта. 

Ассоциация не могла остаться в стороне, поскольку наши организации непосредственно осуществляют охранные функции на объектах строительства в качестве Исполнителей и внесла разработчику на рассмотрение свои предложения, в частности: 

1) с принятием постановления коренным образом изменится механизм организации охраны объектов строительства государственного заказа, поскольку объекты незавершённого строительства впервые были включены в состав объектов города Москвы и охрана строек будет осуществляться в соответствии с Базовыми требованиями, а не нормативными актами стройкомплекса; 

2) проект предусматривает закупку охранных услуг государственными заказчиками посредством проведения конкурсов, однако в строительной отрасли государственный (технический) заказчик напрямую не заключает контракт с охранной организацией, договоры на оказание охранных услуг заключают генеральные подрядчики, отвечающие по контракту на выполнение подрядных строительных работ за безопасность объектов; 

3) особую тревогу в охранном сообществе вызывают предусмотренные проектом вопросы ценообразования охранных услуг, они не имеют чёткого определения по видам затрат охранных организаций, не отражают реальные затраты, что в целом приведёт к снижению окладов охранников ниже устанавливаемых московскими трёхсторонними соглашениями минимальных размеров заработной платы и сплошным нарушениям этих соглашений, например: 

- оклад охранника принимается за основу по величине текущего прожиточного минимума в городе Москве для трудоспособного населения (в рублях), устанавливаемых Правительством Москвы в расчете на квартал), соответственно, цена оказываемых охранных услуг должна ежеквартально пересматриваться, что на практике проводиться не будет, поскольку пересмотр условий контрактов (договоров) проектом не предусмотрен и для заказчиков не обязателен; 

- проектом предусмотрено обязательное наличие в охранной организации собственной мобильной группы с собственными (даже не арендованными) транспортными средствами, наличие специальных средств и, при необходимости, вооружения (соответственно, такая необходимость определяется заказчиком), иметь дорогостоящее специальное оборудование для применения в чрезвычайных ситуациях, при этом (самое главное):

- при расчете величины стоимости поста охраны учитываются только повышающие коэффициенты при использовании охраной оружия; 

- затраты на приобретение специальной форменной одежды, специальных средств, содержание оружейной комнаты, транспортного средства, специального оборудования для мобильной группы, оплаты работы 9,2 единицы охранников (при круглосуточной работе мобильной группы в составе 2-х охранников) и охрану объекта с использованием служебных собак в расчёт величины стоимости охранных услуг не включены и значительно превышают стоимость услуг, предусмотренную контрактами; 

4) проектом не предусмотрены повышающие коэффициенты: 

- на охрану объектов повышенного уровня ответственности (особо опасные, технически сложные и уникальные (высотные, подземные, большепролётные), охрана которых должна осуществляться в усиленном режиме в связи с наличием факторов уязвимости объектов (проектными (расчётными) угрозами, моделями потенциальных нарушений); уровень ответственности должен указываться не только в проектах организации строительств, но и в государственных контрактах на выполнение подрядных строительных работ, контрактах (договорах) на оказание охранных услуг для внесения условий усиленной охраны таких объектов в контракты (договоры); 

- на охрану объектов строительства, в отношении которых (при наличии соответствующих федеральных нормативных правовых актов) установлены обязательные требования к их антитеррористической защищённости (проектом предусмотрено ведение паспортов безопасности на таких объектах). 

3.JPG

Выступление Инны Святенко 

Мною озвучены только основные вопросы к проекту Базовых требований, которые вызывают беспокойство охранного сообщества. Надеемся, что разработчик в лице Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, совместно с отраслевыми департаментами и экспертными советами прислушаются к мнению охранных структур. 

Без решения проблем ценообразования (в настоящее время цена круглосуточного поста охраны объекта госзаказа в строительстве составляет от 75 до 128 тысяч рублей в месяц (с НДС)), а также правового обеспечения в сфере безопасности и антитеррористической защищённости объектов, разграничения ответственности всех субъектов строительства и охраны при осуществлении данной деятельности - повысить уровень безопасности объектов не представляется возможным. 

В настоящее время многие охранные структуры находятся на грани разорения, не имеют финансовой возможности выполнить предъявляемые квалификационные, лицензионные и Базовые требования к охранникам и охране объектов, многие перешли к привлечению к охране региональных охранников. Нетрудно рассчитать затраты на поездки из регионов на работу и питание, соответственно, немного спасает скрытая организация работы вахтовым методом со всеми вытекающими негативными последствиями. Квалифицированный охранник с окладом ниже дворника и постоянным синдромом хронической усталости думает, как прокормить семью путём подработок, а не о безопасности объекта. 

Исправить положение и повысить потенциал частных охранных структур в обеспечении национальной безопасности в России без участия объединений охранно-сыскных структур и их представительных органов – региональных объединений работодателей - невозможно.



Игорь КЛЫКОВ

Возврат к списку