НСБ как надежный партнер государства

Состоялось заседание рабочей группы по подготовке обращения на имя председателя Координационного совета НСБ Виктора Озерова в связи с его планируемой встречей с руководством Росгвардии.

Перед обсуждением окончательного варианта обращения были собраны предложения представителей охранного сообщества, сформулировавших основные проблемы отрасли и перспективные направления ее развития.

Как сказал во вступительном слове заместитель председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, председатель Правления союза СРО НСБ Анатолий Данилов, обращение должно стать тем фундаментом, на основе которого можно будет строить дальнейшие взаимоотношения охранного сообщества с регулятором.

Центральный вопрос, без которого перспектива плодотворной совместной работы останется туманной, — это организация диалога между представителями отрасли и Росгвардии. В отсутствии эффективной системы обратной связи будет сложно говорить о сколь-либо значимом взаимодействии по вопросам развития рынка.

Наряду с концептуальными идеями по будущему отрасли, членами рабочей группы также были собраны конкретные предложения по отдельным вопросам различных направлений охранной деятельности. Разработка тарификации труда, точечные изменения в законодательстве, недостатки процедуры проведения торгов — все эти насущные вопросы необходимо решать. Но сперва нужно убедить руководство Росгвардии, что НСБ является надежным участником системы обеспечения безопасности государства, общества и граждан.


До последнего времени отношение органов власти к нуждам охранного сообщества не было слишком внимательным. Развитию отрасли на федеральном уровне не уделялось значимого интереса, а усилия самого сообщества в этом отношении нечасто встречали деятельную поддержку.

На Росгвардию государством возложено множество ответственных задач. Какое место в их числе занимает негосударственная сфера безопасности? И удачный ли сегодня момент, чтобы изменить существующее положение дел? На повестке дня этой Федеральной службы в настоящее время, очевидно, множество других вопросов. Идет разделение функций с МВД; теряют значение прежние приказы, положения, постановления. Менее двух лет остается до Чемпионата мира по футболу, при проведении которого на Росгвардии будет лежать огромная часть нагрузки по обеспечению безопасности.Активная подготовка к спортивному мероприятию уже сейчас ведется всеми силовыми структурами.

Но в действительности, какой бы ни была обстановка, именно сегодня, в самом начале деятельности нового регулятора, нужно стремиться наладить диалог. И в том числе в контексте Чемпионата мира как ближайшего крупного мероприятия, во время которого помощь негосударственных структур безопасности могла бы оказаться чрезвычайно полезной.

Как отметил заместитель председателя Подкомитета по развитию индустрии безопасности Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Михаил Гаврилов, руководство Росгвардии достаточно хорошо информировано относительно положения дел в НСБ и, в частности, работы Координационного совета НСБ.

Он отметил: охранное сообщество должно подчеркнуть в своем обращении, что оно готово и заинтересовано в том, чтобы стать надежным партнером государства в деле обеспечения общественной безопасности.

Об этом же в своем выступлении говорил генеральный директор СРО Союза предприятий безопасности и охраны «ОПОРА» Сергей Александров: «Самое главное, добиться в ходе встречи взаимопонимания. Восприятия нас как полноценного партнера, способного к организации, планированию и регулированию частной охранной деятельности».

Свое согласие в этом выразил также председатель Правления СРО НП «Профессиональное объединение охранных структур «Интегрированная безопасность» Александр Магрицкий. Однако он отметил, что желание охранного сообщества развивать в сфере саморегулирование может быть неверно интерпретировано. Из-за ситуации на строительном рынке, где работа некоторых СРО вызвала объективную критику, такой принцип организации деятельности предприятий сегодня в органах власти у многих вызывает сомнения.

Усугубляет этот момент звучащие иногда предложения передать СРО функции лицензирования — то, на что регулятор пойдет едва ли.

Вместе с тем, на охранном рынке СРО действительно могут сыграть исцеляющую роль. Если оказать им поддержку, они могут стать для государства эффективным инструментом борьбы с демпингом, формирования цивилизованного рынка, повышения качества охранных услуг. У таких организаций накоплен богатый опыт по успешному контролю над работой своих членов. СРО могут оказать помощь в очистке рынка от недобросовестных предприятий, защитив его для тех, кто работает по закону. А это означает в том числе и рост поступлений в бюджет от налоговых сборов.

Есть конкретные примеры того, как налаженное взаимодействие между СРО и государством благотворно повлияло на ситуацию в отдельной сфере деятельности. В столице объекты образования охраняют предприятия, объединенные СРО Ассоциация «Школа без опасности». Идея создания такой специализированной организации возникла сперва у самого заказчика — Департамента образования г. Москвы. Между ведомством и Ассоциацией ведется постоянный диалог по укреплению защиты объектов образования. Совместно решаются все вопросы, связанные с обеспечением их безопасности. В результате, организация охраны столичных школ является примером для многих регионов страны.

Разумеется, развитие охранной отрасли невозможно без совершенствования регулирующего ее законодательства. Заместитель председателя Подкомитета по развитию индустрии безопасности Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, вице-президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» по научно-методической работе Николай Степанов отметил в ходе заседания, что разделение частной детективной и охранной деятельности уже можно считать свершившимся фактом. Вопрос этот решен самой жизнью в ходе перераспределения функций МВД и Росгвардии. А значит, на повестке дня — создание отдельного закона для охранной деятельности. «Именно об этом мы должны говорить дальше, — сказал Николай Степанов. — Нужно предложить создать рабочую группу, в которую бы вошли наиболее подготовленные специалисты от охранного сообщества и от Федеральной службы войск национальной гвардии для законотворческой деятельности».

Охранное сообщество давно стремиться стать партнером государства в обеспечении общественной безопасности, но до сих пор его успехи в этом оставались локальными. Реформа силовых структур может быть шансом, наконец, наладить с ним должное взаимодействие.


— Нашей отрасли 25 лет, но мы все еще не чувствует в ней стабильности, не чувствуем, что она состоялась, — сказал член Общественной палаты РФ; председатель Общероссийского профсоюза НСБ, член Наблюдательного совета Союза СРО НСБ Дмитрий Галочкин. — Что мы должны сделать, чтобы сделать следующий шаг? На мой взгляд, у нас есть пять основных направлений работы. Мы должны развивать общественно-государственное партнерство, в конечном счете выйдя на трехстороннее отраслевое соглашение между профсоюзами, объединением работодателей и исполнительной властью. Мы должны развивать частно-государственное партнерство — это саморегулирование и разработка отраслевых стандартов. Нам необходимы институт компетенции и квалификации и институт деловой репутации. Они должны играть ключевую роль при проведении госзакупок. Не цена должна определять безопасность. А также для нас важен институт общественного контроля. Добиваясь успеха на этих направлениях, мы показываем, что готовы к системной работе по обеспечению общественной безопасности.

В окончательном варианте обращения по предложению исполнительного директора СРО Ассоциация «Школа без опасности» Марии Шапкиной будет указано значение Союза СРО НСБ для деятельности Координационного совета НСБ России и для развития отрасли в целом.

По результатам прошедших дискуссий сформулированы следующие темы для обсужденияс директором Федеральной службы войск национальной гвардии РФ:

определение места и роли в системе обеспечения безопасности государства, общества и граждан, рассмотрение приоритетных направлений развития и реформирования охранной отрасли НСБ;

роль и место КС НСБ России и входящих в него структур НСБ в представительстве отраслевых интересов НСБ и создании инфраструктуры цивилизованного рынка услуг безопасности, обеспечении более совершенного сотрудничества и взаимодействия с государственными структурами в обеспечении безопасности;

организация работы по развитию нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность в области оказания охранных услуг, создание рабочей группы по подготовке предложений по законодательным инициативам.

Денис Крючков


Возврат к списку