25 лет НСБ: достигнуто многое, трудности остаются

В пресс-центре «Парламентской газеты» 23 марта состоялся круглый стол, посвященный 25-летию принятия Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».

Представители негосударственной сферы безопасности и Росгвардии обсудили сегодняшние проблемы охранной отрасли, пути их решения и поделились прогнозами на развитие отрасли.

Модератор дискуссии, депутат Государственной Думы РФ, член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Выборный, открывая обсуждение, отметил, что тема совершенствования нормативно-правового регулирования охранной отрасли остается актуальной. Только за последние семь лет в Госдуму поступило более 20-ти законопроектов, которые направлены на развитие законодательства в сфере частной охраны и частного сыска.



Эта работа, по мнению Анатолия Выборного, должна продолжаться. За 25 лет изменилось общество, изменились преставления об организации данной деятельности. И закон не в полной мере отвечает сегодняшним реалиям.

Впрочем, за 25 лет несомненно сделан огромный прогресс. Председатель правления Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «ФКЦ РОС», председатель правления Ассоциации «КЦ РОСС» Александр Козлов отметил ту работу, которая была проделана прежним регулятором — МВД. Во взаимодействии с конструктивными силами охранного сообщества удалось построить понятный и прозрачный рынок охранных услуг, следующий тем правилам, которые установили органы власти.



Что представляет собой этот рынок? Это 23000 охранных организаций, в которых трудится порядка 708 тысяч аттестованных охранников, подготовленных по утвержденным государством программам, знающих свои обязанности и понимающих свою ответственность.

Благодаря усилиям лидеров охранного сообщества удалось создать все три формирующих отрасль института: объединение работодателей, саморегулирование, профсоюзы.

Член Общественной палаты РФ, заместитель председателя Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, председатель Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин считает развитие отраслевого гражданского общества важнейшим условием для дальнейшего развития сферы в целом.



— У нас впереди большие задачи, серьезные цели, — говорит он. — Вместе с объединением работодателей мы должны выйти на отраслевое трехстороннее соглашение с государством, которое станет обязательным к исполнению всеми сторонами, в том числе - органами власти. Это позволит нам урегулировать многие болезненные вопросы, а самое главное, поможет нам в создании новых норм, обязательных для всех участников рынка.

Среди целей охранного сообщества Дмитрий Галочкин также назвал необходимость создания мощного экспертного сообщества. Впереди - огромная работа по созданию новых нормативно-правовых актов, регулирующих охранную деятельность. В связи с развитием международных объединений, в которые входит Россия, существует необходимость унифицировать законодательство, и НСБ обязана быть к этому готова.

Председатель Подкомитета по развитию индустрии безопасности Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, председатель Совета Союза организаций, осуществляющих охрану социальных объектов столицы, президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Саминский назвал в числе факторов, способствующих улучшению качества охранных услуг, систему саморегулирования.



— В охранной отрасли этот институт появился в 2011 году, — рассказал он в ходе дискуссии, — когда была создана первая саморегулируемая организация. Сегодня у нас насчитывается 16 СРО. За шесть лет они показали свою важность. Во-первых, такие организации по закону имеют право разрабатывать свои стандарты, чаще всего предусматривающие повышенные требования к членам в сравнении с отдельными предприятиями. Во-вторых, СРО более надежны с точки зрения заказчика, так как за счет страхового фонда СРО несет совместную ответственность с каждым своим членом. Допустим, одно из предприятий при исполнении контракта допустило потерю имущества на сумму в два миллиона рублей. Для него это два года прибыли. Но страховой фонд СРО позволяет немедленно компенсировать ущерб и продолжать работу.

Следует отметить, что в Москве заинтересованность в саморегулировании впервые высказал именно государственный заказчик. Руководитель Департамента образования Исаак Калина предложил охранным предприятиям, занятым в этой сфере, такую форму организацию для более эффективного взаимодействия. Слова в поддержку саморегулирования звучат и на самом высоком уровне. Так, 15 января 2015 года Президент России высказывался в пользу передачи некоторых функций государства таким некоммерческим организациям.

Следующим логичным шагом в развитии этого института стало создание Союза СРО НСБ, который может консолидировано представлять охранную отрасль, разрабатывать стандарты и предпринимать другие шаги для повышения качества охраны. Об этом рассказал заместитель председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, председатель Правления Союза СРО НСБ Анатолий Данилов. Данное объединение насчитывает в своих рядах более половины существующих в охранной отрасли СРО.



Важная задача Союза — развитие профессиональных стандартов. Сегодня эта задача также решается в рамках деятельности возглавляемого Сергеем Саминским Подкомитета по развитию индустрии безопасности.

До сих пор был утвержден только один профстандарт — «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций», созданный экспертами СРО Ассоциация «Школа без опасности». На его основе были разработаны реализуемые сегодня специализированные программы обучения. Предполагается, что до конца года будет переподготовлено 12000 работников, осуществляющих охрану объектов образования. Профильный департамент высоко оценивает эти усилия охранного сообщества.

В 2016 году началось создание профстандарта «Работник по обеспечению охраны медицинских организаций». В настоящее время проект направлен в Министерство труда и социальной защиты РФ на согласование. Положительное заключение по документу уже дали Национальная медицинская палата, медицинские профсоюзы и другие организации, а также Росгвардия.

В ходе заседания его участникам был прислан ряд вопросов от зрителей. В частности, их интересовала реакция на сообщения об избиении посетителей торговых сетей охранниками. Вопрос этот, однако, не вполне по адресу: проверки МВД и Росгвардии показывают, что к частной охране антигерои таких событий не относятся. Почти всегда это т.н. «контроллеры» или «наблюдатели», прикрывающиеся статусом охранника, в действительно не имея такого и, по факту, пренебрегая нормами закона. К сожалению, СМИ такие подробности интересуют редко.

В настоящий момент сложилась странная ситуация: использование таких работников, не имеющих никакой профессиональной подготовки, не относящихся к лицензированным охранным предприятиям, мало чем грозит нанимателю. При этом государство строго следит за пожарной безопасностью — ТЦ-нарушителю грозит закрытие, санитарией — аналогичная мера. По мнению участников заседания, учитывая террористическую угрозу, было бы правильным обязать торговые центры заключать договоры только с охранными предприятиями, имеющими специальное разрешение и лицензию, и установить серьезные санкции за нарушение этого правила.

Это одна из многих проблем, которые требуют внимания как профессионального сообщества, так и регулятора. Были озвучены и другие. Например, в настоящее время ЧОО не могут работать по принципу субподряда. Хотя ЧОО — это юридические лица с особыми уставными задачами и это накладывает определенные ограничения, данная норма сегодня лишена смысла. Прежде регулятор установил ее, имея трудности с поиском конечного исполнителя, когда на объекте допускалось нарушение. Но уже давно отработана система уведомлений и контроля, которая изменила ситуацию и сделала такое ограничением безосновательным.

Еще одна норма, которая многим представляется устаревшей, — запрет ЧОО на создание филиалов в других регионах за исключением того, где она сама зарегистрирована. Практика демонстрирует неактуальность нормы.

Пережитком периода, когда охранная отрасль только формировалась и нуждалась в ужесточенном контроле, является и другой запрет — на право заниматься иной деятельностью, кроме охранной. Из-за этого огромный сопутствующий кластер, который непосредственно связан с обеспечением безопасности, остается закрытым для ЧОО: транспортные услуги, информационные, сопровождение и т.д. — всего десятки услуг, которые предприятие могло бы оказывать в комплексе, полностью контролируя ситуацию, к примеру, на крупном социальном объекте.

Серьезным препятствием для развития отрасли является то, что цена поста, устанавливаемая государственным заказчиком, остается заниженной. Зарплаты рядовых охранников оказываются низкими, средств для надлежащего технического совершенствования комплекса безопасности не хватает. Это оценка совершенно объективная — достаточно взглянуть на минимальную оплату труда и стоимость современного охранного оборудования. Учитывая обстановку в мире, подобное пренебрежение к сложившейся ситуации представляется недальновидным и опасным.

Главный эксперт-специалист Управления лицензионно-разрешительной работы ГУЛРР и ГК Росгвардии Андрей Аванесов, выслушав мнения представителей НСБ, сказал, что регулятор в курсе имеющихся трудностей и должным образом рассматривает все возникающие по совершенствованию рынка инициативы.



Он напомнил о разработанном Росгвардией проекте постановления Правительства РФ об установлении требований к ЧОО, оказывающим охранные услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Проект обсуждался на площадке ТПП РФ и Общественной палаты РФ с участием экспертов отрасли. Высказанные замечания были тщательно изучены и ряд норм в соответствии с ними претерпел изменения.

Несмотря на такие примеры, охранное сообщество по-прежнему не знает, что принесет ему смена регулятора. Прошел почти год, но позиция руководства Росгвардии в отношении частной охраны все еще не обозначена.

Между тем, вопросы законодательного регулирования отрасли остаются острыми, создавая препятствия на пути развития НСБ и не позволяя раскрыть потенциал сферы в деле взаимодействия ЧОО с государством по вопросам обеспечения общественной и национальной безопасности. Если позиция руководства Росгвардии остается пока не проясненной, то позиция лидеров отрасли обозначена четко: охранное сообщество в первую очередь заинтересовано в предоставлении высококачественных услуг в области обеспечения безопасности.




Возврат к списку